АИС МФЦ СПО обеспечивает поддержку деятельности МФЦ в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».
АИС МФЦ СПО (далее — Система) имеет следующие основные функциональные возможности:
Упрощенный вариант демонстрации работы в АИС МФЦ СПО доступен по ссылке.
Система АИС МФЦ имеет экспертную направленность с учетом особенностей процесса оказания услуг в МФЦ и обеспечивает соответствующую поддержку пользователей на ключевых этапах бизнес-процесса оказания услуг.
На этапе приема документов оператору для заполнения предлагается автоматически сформированный шаблон комплекта документов на основании настройки услуги, текущих категорий заявителя, выбранной цели оказания услуг и ее категории. Данный шаблон имеет возможность для реконфигурирования с возможностью добавления новых и удаления существующих документов.
Система поддерживает возможность выбора нескольких категорий у заявителя и поддерживает экспертизу процесса оказания услуги с учетом всех имеющихся у заявителя категорий.
К каждому элементу комплекта документов обеспечена функция прикрепления нескольких электронных образов документов двумя способами:
- выбор существующего файла на рабочем месте пользователя;
- сканирование с рабочего места без необходимости установки дополнительного программного обеспечения с возможностью использования сканеров посредством интерфейсов TWAIN или SANE.
На этапе формирования запросов в ОГВ Система автоматически предлагает перечень необходимых для достижения поставленной цели запросов с учетом наличия документов для осуществления данного запроса и категории заявителя. Специалист МФЦ имеет возможность скорректировать предлагаемые запросы, сформировать частный запрос, не предусмотренный регламентом и настройкой услуги в случае необходимости. Список предлагаемых экспертной подсистемой запросов для формирования в ОГВ является минимально необходимым для достижения выбранной цели. Система предлагает перечень документов, прилагаемых к запросу.
Экспертная подсистема информирует контролера о факте достижения цели по данной услуге и возможности формирования дела на выдачу. При этом оценка достижения цели осуществляется на основании получаемых результатов запросов, и настройки услуги с учетом категорий заявителя.
Все операции с комплектом документов и его отдельными документами осуществляются из общей формы работы с комплектом без открытия дополнительных модальных форм редактирования элементов с целью обеспечить функциональный интерфейс и максимальное быстродействие при работе пользователей с системой.
Система имеет дружественный полностью русифицированный пользовательский интерфейс, в том числе инструментов администратора. При этом механизм ролей и прав системы позволяет настраивать возможность доступа к настройке услуг без формирования доступа к остальным настройкам системы, т.е. сформировать роль «Технолог МФЦ» с возможность прохождения процесса оказания услуги в тестовом режиме, управления справочниками услуг, типов, видов документов, шаблонов запросов и к механизму настройки услуг. Процесс настройки услуг при этом не затрагивает основной бизнес-процесс МФЦ.
Система имеет возможность смены алгоритма выбора ответственного исполнителя на этапе контроля без необходимости доработок программного кода. Настройка алгоритма доступна для изменения путем редактирования бизнес-процесса МФЦ, описанного в нотации BPMN.
Учетно-процессная подсистема обеспечивает дружественный интерфейс в части поддержки пользователя на шагах процесса МФЦ с формированием подсказок, контекстной помощи на переходах между шагами процесса и информировании о необходимых действиях на каждом из этапов.
В Системе обеспечена возможность выделения двух типов ролей сотрудников ОГВ для обработки запросов в режиме АРМ сотрудника ОГВ:
- ответственный исполнитель, распределяющий запросы из МФЦ между исполнителями;
- исполнитель запроса.
При этом наличие подобных ролей и возможность осуществления запросов с указанным механизмом взаимодействия для конкретного ОГВ регулируется настройками системы без изменения программной части системы и без модификаций бизнес-процесса МФЦ. АРМ сотрудника ОГВ позволяет подписывать ЭЦП, а также проверять ЭЦП пользователей с применением предзагруженных администратором сертификатов пользователей.
Клиентская часть построена по принципу тонкого клиента, т.е. для работы клиентской части системы должно быть достаточно установленного браузера Firefox версии не ниже 3.6 с установленным плагином Java и плагином сканирования документов (TWAIN/SANE). Также не требуется установка частных клиентских библиотек и исполняемых клиентских модулей.
Система имеет возможность интеграции в части учетных записей пользователей с каталогами учетных записей по протоколу LDAP.
Для компонент АИС МФЦ СПО применяются следующие программные решения:
JBoss AS (LGPL) | сервер приложений |
Apache Jackrabbit (Apache License) | электронный архив |
The Business Intelligence and Reporting Tools (BIRT)(EPL) Pentaho BI Suite Community Edition (CE) | аналитическая подсистема |
Enhydra Shark (LGPL) | информационно-учетная процессная подсистема исполняющего электронные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг в нотации BPMN в стандарте XPDL |
PostgreSQL (PostgreSQL License) | СУБД |
JBoss ESB (LGPL) | подсистема обмена данными (Используется сервисная шина) |
Apache Tomcat | web-контейнер сервера приложений |
JSF (Java Server Faces), Richfaces 2.0 | технологии для формирования web-интерфейса |
Описание модуля МДМ+Модуль АИС МФЦ
1.1 Область применения
Система предназначена для информационно-технологического обеспечения мониторинга предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.
1.2 Краткое описание функциональных возможностей
ИС МДМ предоставляет пользователям следующие функциональные возможности:
1)возможность работы со справочниками:
- просмотр справочников;
- ввод данных;
- редактирование данных;
- удаление данных.
2)возможность работы с систематизированной информацией о мероприятиях административной реформы в части развития сети МФЦ:
- просмотр информации;
- ввод данных;
- редактирование данных;
- загрузка файлов данных;
- выгрузка данных в файл.
3)возможность работы с первичными оперативными данными о предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ:
- просмотр информации;
- ввод данных;
- редактирование данных;
- загрузка файлов данных;
- выгрузка данных в файл.
4)расчет показателей предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ:
- расчет по команде пользователя;
- просмотр результатов расчетов, произведенных в автоматическом режиме;
- выгрузка результатов расчета в файл.
5)возможность работы с отчетностью:
- просмотр отчетов, формируемых по шаблону;
- формирование отчетов;
- фильтрация выводимой в отчеты информации;
- печать отчетов;
- выгрузка отчетов в файл.
6)администрирование модуля, позволяющее:
- управлять пользователями, ролями и правами доступа;
- регистрировать информационные системы — поставщики данных ИС МДМ;
1.3 Подсистема экспорта первичных показателей деятельности МФЦ в ИС МДМ
Подсистема экспорта первичных показателей деятельности МФЦ в ИС МДМ предназначена для:
- импорта расписания сбора и отправки первичных показателей из ИС МДМ;
- сбора первичных показателей по текущему экземпляру АИС МФЦ СПО и их преобразование в унифицированный формат ИС МДМ;
- отправки собранных первичных показателей в ИС МДМ.
В качестве протокола обмена данными используется протокол SOAP. В качестве прикладного протокола используется протокол HTTP/HTTPS. Для отправки собранных первичных показателей в ИС МДМ и импорта расписания сбора и отправки первичных показателей из ИС МДМ поддерживаются следующие сценарии взаимодействия:
- по команде пользователя АИС МФЦ СПО;
- автоматически по расписанию, полученному от ИС МДМ.
Функционал подсистемы доступен только для пользователей Системы с ролью Администратора.
Переход к графическому интерфейсу управления подсистемой осуществляется через пункты меню «Администрирование» - «Интеграция» - «Мониторинг деятельности МФЦ» (см. Рисунок 10.2).
Рисунок 10.2– Графический интерфейс подсистемы экспорта первичных показателей деятельности МФЦ в ИС МДМ
Графический интерфейс подсистемы состоит из трех блоков:
1) Составляющие блока «Настройка расписания»:
- Кнопка «Очистить расписание» - сброс всех расписаний, полученных из ИС МДМ;
- кнопка «Обновить расписание» — для мгновенного получения расписания из ИС МДМ в ручном режиме;
- чек-бокс «Автоматическое обновление расписания» — для перевода получения расписания из ИС МДМ в автоматический режим;
- поле «Интервал обновления расписания» — для указания с какой частотой подсистема будет опрашивать ИС МДМ на предмет получения обновлений расписания (указывается в минутах);
- чек-бокс «Автоматическое выполнение задач» — для перевода исполнения задач по сбору и отправки первичных показателей в автоматический режим (согласно расписанию, получаемому из ИС МДМ).
2) Блок «Сбор данных и отправка данных» представляет собой календарь, на котором отображаются задачи по сбору и отправки первичных показателей, согласно последнему расписанию, полученному от ИС МДМ. Зеленым подсвечены выполненные задачи, синим — актуальные, но еще невыполненные, красным — просроченные. По щелчку на задачу отображается информация о ней (см. ниже).
3) Блок «Описание выбранной задачи» служит для отображения информации о конкретной задаче, выбранной в блоке «Сбора данных и отправки данных» (см. Рисунок 10.3).
Рисунок 10.3– Блок «Описание выбранной задачи»
Составляющие структуры блока «Описание выбранной задачи»:
- «Идентификатор задачи» — уникальный номер задачи в АИС МФЦ СПО;
- «Тип задачи» — указание на вид подзадачи (сбор или отправка);
- «Статус отправителя» — состояние исполнения задачи в АИС МФЦ СПО;
- «Статус получателя» — состояние исполнения задачи в ИС МДМ;
- «Интервал начало», «Интервал окончание» — отображают временной интервал дат, в который должна быть выполнена подзадача;
- «Запуск на выполнение» — время, в которое задача будет запущена при автоматическом выполнении задач, или дата фактического запуска задачи;
- «Дата завершения» — время, в которое задача была выполнена;
- «Описание» — информация о количестве обработанных первичных показателей;
- «Действие» — принудительный запуск задачи на исполнение (Внимание: при невыполненной подзадаче выполнение подзадачи «Отправка данных» невозможно, также невозможно выполнение обеих задач, если фактическая дата не находится в интервале, задаваемом полями «Интервал начало», «Интервал окончание»).
Настройки подсистемы представлены на странице основных настроек Системы (выбрать пукнт «Администрирование» - «Настройки» - «Общие» - «МДМ»). Описание настроек представлено в таблице 10.2.
Таблица 10.2– Настройки подсистемы экспорта первичных показателей МФЦ в ИС МДМ
Код | Описание | Комментарии |
mdm_data_prov_uid | UID источника данных | Уникальный идентификатор Экземпляра АИС МФЦ СПО в ИС МДМ (предоставляется ИС МДМ) |
mdm_data_sour_uid | UID поставщика данных | Уникальный идентификатор поставщика данных в ИС МДМ (предоставляется ИС МДМ) |
mdm_service_wsdl | Адрес сервиса МДМ | Прописывается URL сервиса ИС МДМ, получающего первичные показатели от Системы, и передающего в Систему расписания передачи данных |