АИС МФЦ СПО обеспечивает поддержку деятельности МФЦ в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», а также Постановления Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. № 1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг».

 
 

АИС МФЦ СПО (далее — Система) имеет следующие основные функциональные возможности:

   - взаимодействие с единой системой межведомственного электронного взаимодействия, региональной системой межведомственного электронного взаимодействия, а также с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;
 
   - доступ в соответствии с соглашениями о взаимодействии к электронным сервисам органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, в том числе через единую систему межведомственного электронного взаимодействия, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
 
   - экспертная поддержка заявителей и работников многофункционального центра по вопросам порядка и условий предоставления государственных и муниципальных услуг;
 
   - поддержка деятельности работников многофункционального центра по приему, выдаче, обработке документов, поэтапная фиксация хода предоставления государственных и муниципальных услуг с возможностью контроля сроков предоставления государственной или муниципальной услуги и проведения отдельных административных процедур;
 
   - формирование бланков сопровождающих документов для услуги;
 
   - возможность сканирования документов с рабочего места и приобщения скан-копий к электронному делу;
 
   - формирование электронных комплектов документов, содержащих заявления (запросы) о предоставлении государственной или муниципальной услуги в форме электронного документа, электронные образы документов, необходимых для оказания государственной или муниципальной услуги;
 
   - поддержка принятия решений о возможности, составе и порядке формирования межведомственного запроса в иные органы и организации;
 
   - поддержка формирования комплекта документов для передачи в орган, предоставляющий государственную услугу, или в орган, предоставляющий муниципальную услугу, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов и соглашений о взаимодействии;
 
   - обеспечение обработки запросов в органах государственной власти в электронном виде путем предоставления доступа в Систему сотрудникам ведомств;
 
   - хранение сведений об истории обращений заявителей в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к программно-аппаратному комплексу информационных систем персональных данных;
 
   - автоматическое распределение нагрузки между работниками многофункционального центра;
 
   - использование электронной подписи в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при обработке электронных документов, а также при обмене электронными документами с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления или привлекаемыми организациями;
 
   - доступ заявителя к информации о ходе предоставления государственной или муниципальной услуги;
 
   - формирование статистической и аналитической отчетности по итогам деятельности многофункционального центра за отчетный период;
 
   - работа по технологии тонкого клиента (web-браузер) без необходимости устанавливать специализированное программное обеспечение на рабочих станциях пользователей;
 
   - интеграция с криптопровайдером КриптоПро JCP;
 
   - возможность подключения к репозиторию унифицированных услуг;
 
   - организация территориально распределенных МФЦ с одним экземпляром серверной части и разделением оперативных данных по уполномоченному и филиальным МФЦ.
 

Упрощенный вариант демонстрации работы в АИС МФЦ СПО доступен по ссылке.

Обеспечение специализированной функциональности процесса обработки, хранения и логистики дел с учетом особенностей работы МФЦ

Система АИС МФЦ имеет экспертную направленность с учетом особенностей процесса оказания услуг в МФЦ и обеспечивает соответствующую поддержку пользователей на ключевых этапах бизнес-процесса оказания услуг.

На этапе приема документов оператору для заполнения предлагается автоматически сформированный шаблон комплекта документов на основании настройки услуги, текущих категорий заявителя, выбранной цели оказания услуг и ее категории. Данный шаблон имеет возможность для реконфигурирования с возможностью добавления новых и удаления существующих документов.

Система поддерживает возможность выбора нескольких категорий у заявителя и поддерживает экспертизу процесса оказания услуги с учетом всех имеющихся у заявителя категорий.

К каждому элементу комплекта документов обеспечена функция прикрепления нескольких электронных образов документов двумя способами:

  • выбор существующего файла на рабочем месте пользователя;
  • сканирование с рабочего места без необходимости установки дополнительного программного обеспечения с возможностью использования сканеров посредством  интерфейсов TWAIN или SANE.

На этапе формирования запросов в ОГВ Система автоматически предлагает перечень необходимых для достижения поставленной цели запросов с учетом наличия документов для осуществления данного запроса и категории заявителя. Специалист МФЦ имеет возможность скорректировать предлагаемые запросы, сформировать частный запрос, не предусмотренный регламентом и настройкой услуги в случае необходимости. Список предлагаемых экспертной подсистемой запросов для формирования в ОГВ является минимально необходимым для достижения выбранной цели. Система предлагает перечень документов, прилагаемых к запросу.

Экспертная подсистема информирует контролера о факте достижения цели по данной услуге и возможности формирования дела на выдачу. При этом оценка достижения цели осуществляется на основании получаемых результатов запросов, и настройки услуги с учетом категорий заявителя.

Все операции с комплектом документов и его отдельными документами осуществляются из общей формы работы с комплектом без открытия дополнительных модальных форм редактирования элементов с целью обеспечить функциональный интерфейс и максимальное быстродействие при работе пользователей с системой.

Система имеет дружественный полностью русифицированный пользовательский интерфейс, в том числе инструментов администратора. При этом механизм ролей и прав системы позволяет настраивать возможность доступа к настройке услуг без формирования доступа к остальным настройкам системы, т.е. сформировать роль «Технолог МФЦ» с возможность прохождения процесса оказания услуги в тестовом режиме, управления справочниками услуг, типов, видов документов, шаблонов запросов и к механизму настройки услуг. Процесс настройки услуг при этом не затрагивает основной бизнес-процесс МФЦ.

Система имеет возможность смены алгоритма выбора ответственного исполнителя на этапе контроля без необходимости доработок программного кода. Настройка алгоритма доступна для изменения путем редактирования бизнес-процесса МФЦ, описанного в нотации BPMN.

Учетно-процессная подсистема обеспечивает дружественный интерфейс в части поддержки пользователя на шагах процесса МФЦ с формированием подсказок, контекстной помощи на переходах между шагами процесса и информировании о необходимых действиях на каждом из этапов.

В Системе обеспечена возможность выделения двух типов ролей сотрудников ОГВ для обработки запросов в режиме АРМ сотрудника ОГВ:

  • ответственный исполнитель, распределяющий запросы из МФЦ между исполнителями;
  • исполнитель запроса.

При этом наличие подобных ролей и возможность осуществления запросов с указанным механизмом взаимодействия для конкретного ОГВ регулируется настройками системы без изменения программной части системы и без модификаций бизнес-процесса МФЦ. АРМ сотрудника ОГВ позволяет подписывать ЭЦП, а также проверять ЭЦП пользователей с применением предзагруженных администратором сертификатов пользователей.

Клиентская часть построена по принципу тонкого клиента, т.е. для работы клиентской части системы должно быть достаточно установленного браузера Firefox версии не ниже 3.6 с установленным плагином Java и плагином сканирования документов (TWAIN/SANE). Также не требуется установка частных клиентских библиотек и исполняемых клиентских модулей.

Система имеет возможность интеграции в части учетных записей пользователей с каталогами учетных записей по протоколу LDAP.

Для компонент АИС МФЦ СПО применяются следующие программные решения:

JBoss AS (LGPL) сервер приложений 
Apache Jackrabbit (Apache License) электронный архив 
The Business Intelligence and Reporting Tools (BIRT)(EPL) 
Pentaho BI Suite Community Edition (CE)
аналитическая подсистема
Enhydra Shark (LGPL)  информационно-учетная процессная подсистема  исполняющего электронные регламенты предоставления государственных и муниципальных услуг в нотации BPMN в стандарте XPDL
PostgreSQL (PostgreSQL License) СУБД
JBoss ESB (LGPL) подсистема обмена данными (Используется сервисная шина)
Apache Tomcat web-контейнер сервера приложений
JSF (Java Server Faces), Richfaces  2.0  технологии для формирования web-интерфейса

 

Описание модуля МДМ+Модуль АИС МФЦ

1.1 Область применения

Система предназначена для информационно-технологического обеспечения мониторинга предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ.

1.2 Краткое описание функциональных возможностей

ИС МДМ предоставляет пользователям следующие функциональные возможности:

1)возможность работы со справочниками:

- просмотр справочников;

- ввод данных;

- редактирование данных;

- удаление данных.

2)возможность работы с систематизированной информацией о мероприятиях административной реформы в части развития сети МФЦ:

- просмотр информации;

- ввод данных;

- редактирование данных;

- загрузка файлов данных;

- выгрузка данных в файл.

3)возможность работы с первичными оперативными данными о предоставлении государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ:

- просмотр информации;

- ввод данных;

- редактирование данных;

- загрузка файлов данных;

- выгрузка данных в файл.

4)расчет показателей предоставления государственных и муниципальных услуг на базе МФЦ:

- расчет по команде пользователя;

- просмотр результатов расчетов, произведенных в автоматическом режиме;

- выгрузка результатов расчета в файл.

5)возможность работы с отчетностью:

- просмотр отчетов, формируемых по шаблону;

- формирование отчетов;

- фильтрация выводимой в отчеты информации;

- печать отчетов;

- выгрузка отчетов в файл.

6)администрирование модуля, позволяющее:

- управлять пользователями, ролями и правами доступа;

- регистрировать информационные системы — поставщики данных ИС МДМ;

1.3 Подсистема экспорта первичных показателей деятельности МФЦ в ИС МДМ

Подсистема экспорта первичных показателей деятельности МФЦ в ИС МДМ предназначена для:

- импорта расписания сбора и отправки первичных показателей из ИС МДМ;

- сбора первичных показателей по текущему экземпляру АИС МФЦ СПО и их преобразование в унифицированный формат ИС МДМ;

- отправки собранных первичных показателей в ИС МДМ.

В качестве протокола обмена данными используется протокол SOAP. В качестве прикладного протокола используется протокол HTTP/HTTPS. Для отправки собранных первичных показателей в ИС МДМ и импорта расписания сбора и отправки первичных показателей из ИС МДМ поддерживаются следующие сценарии взаимодействия:

- по команде пользователя АИС МФЦ СПО;

- автоматически по расписанию, полученному от ИС МДМ.

Функционал подсистемы доступен только для пользователей Системы с ролью Администратора.

Переход к графическому интерфейсу управления подсистемой осуществляется через пункты меню «Администрирование» - «Интеграция» - «Мониторинг деятельности МФЦ» (см. Рисунок 10.2).

Рисунок 10.2– Графический интерфейс подсистемы экспорта первичных показателей деятельности МФЦ в ИС МДМ

Графический интерфейс подсистемы состоит из трех блоков:

1) Составляющие блока «Настройка расписания»:

- Кнопка «Очистить расписание» - сброс всех расписаний, полученных из ИС МДМ;

- кнопка «Обновить расписание» — для мгновенного получения расписания из ИС МДМ в ручном  режиме;

- чек-бокс «Автоматическое обновление расписания» — для перевода получения расписания из ИС МДМ в автоматический режим;

- поле «Интервал обновления расписания» — для указания с какой частотой подсистема будет опрашивать ИС МДМ на предмет получения обновлений расписания (указывается в минутах);

- чек-бокс «Автоматическое выполнение задач» — для перевода исполнения задач по сбору и отправки первичных показателей в автоматический режим (согласно расписанию, получаемому из ИС МДМ).

2) Блок «Сбор данных и отправка данных» представляет собой календарь, на котором отображаются задачи по сбору и отправки первичных показателей, согласно последнему расписанию, полученному от ИС МДМ. Зеленым подсвечены выполненные задачи, синим — актуальные, но еще невыполненные, красным — просроченные. По щелчку на задачу отображается информация о ней (см. ниже).

3) Блок «Описание выбранной задачи» служит для отображения информации о конкретной задаче, выбранной в блоке «Сбора данных и отправки данных» (см. Рисунок 10.3).

Рисунок 10.3– Блок «Описание выбранной задачи»

Составляющие структуры блока «Описание выбранной задачи»:

- «Идентификатор задачи» — уникальный номер задачи в АИС МФЦ СПО;

- «Тип задачи» — указание на вид подзадачи (сбор или отправка);

- «Статус отправителя» — состояние исполнения задачи в АИС МФЦ СПО;

- «Статус получателя» — состояние исполнения задачи в ИС МДМ;

- «Интервал начало», «Интервал окончание» — отображают временной интервал дат, в который должна быть выполнена подзадача;

- «Запуск на выполнение» — время, в которое задача будет запущена при автоматическом выполнении задач, или дата фактического запуска задачи;

- «Дата завершения» — время, в которое задача была выполнена;

- «Описание» — информация о количестве обработанных первичных показателей;

- «Действие» — принудительный запуск задачи на исполнение (Внимание: при невыполненной подзадаче выполнение подзадачи «Отправка данных» невозможно, также невозможно выполнение обеих задач, если фактическая дата не находится в интервале, задаваемом полями «Интервал начало», «Интервал окончание»).

Настройки подсистемы представлены на странице основных настроек Системы (выбрать пукнт «Администрирование» - «Настройки» - «Общие» - «МДМ»). Описание настроек представлено в таблице 10.2.

Таблица 10.2– Настройки подсистемы экспорта первичных показателей МФЦ в ИС МДМ

Код

Описание

Комментарии

mdm_data_prov_uid

UID источника данных

Уникальный идентификатор Экземпляра АИС МФЦ СПО в ИС МДМ (предоставляется ИС МДМ)

mdm_data_sour_uid

UID поставщика данных

Уникальный идентификатор поставщика данных в ИС МДМ (предоставляется ИС МДМ)

mdm_service_wsdl

Адрес сервиса МДМ

Прописывается URL сервиса ИС МДМ, получающего первичные показатели от Системы, и передающего в Систему расписания передачи данных